t.me/dmitryaaora
instagram.com/dmitryaaora
В ночь с пятого на шестое сентября 1833 года в Казань въехала коляска титулярного советника Александра Пушкина. По версии официальной, Гений плотно изучал проблему крепостных отношений и крестьянского бунта, что в итоге оформилось в «Дубровского» и «Капитанскую дочку». Именно для работы над ними в августе 33-го он получает «высочайшее соизволение» взять четырехмесячный отпуск и посетить Оренбургскую и Казанскую губернии.
По версии же менее официальной, но не менее реалистичной, Солнце русской поэзии сбежало из столицы от озверевших кредиторов, коим Александр Сергеевич был должен непосильную для него сумму. И именно поэтому «высочайшее соизволение» решило на время спрятать поэта в глубинке. А причиной таких огромных долгов были они – карты и свечи.
В те времена, когда ни Интернета, ни телевидения еще не придумали, развлечений у элиты было мало. И карточные игры при свечах было чуть ли не единственным нераспутным досугом для господ. The game is not worth of candles. Крылатая фраза, перепорхнувшая в русский язык, стала пословицей и идиоматическим выражением. Игра не стоит свеч. Это значит, что она не задалась. Игроки не рисковали, ставки были малы, и на свечи было потрачено больше денег, чем кто-либо выиграл или проиграл.
У Пушкина the game was always worth of candles. Гений абсолютно не обязан сочетаться с добродетелью. И Гений русского языка и русской литературы даже и не пытался. Это был глубоко непорядочный, похотливый человек, вобравший в себя многие пороки, доступные в его время. Азарт, жизнь на непомерно большую ногу и привели к тому, что он «поехал собирать материалы о Пугачевском восстании» в Казань.
В ночь с шестого на седьмое сентября его потеряли. Он безбожно пил в темных и дымных клоаках Казани под Шамовской горой, там, где сейчас Сувар, потом путано пытаясь объяснить Энгельгарту и Баратынскому, что те его собутыльники помнили стояние Пугачева на река Нокса. Он доехал в полубреду на следующий день и до самой Ноксы, до спусков к ней, в район нынешних Сахарова, Ломжинской. Именно, жители Горок, когда-то здесь стоял Пугачев. А Горки Парк был жутким местом, где разбойники охотились не только на зверей. Да и по прошествии десятилетий, вплоть до недавнего времени, это место пользовалось дурной славой.
Закрепил свой визит Пушкин тем, что любовными утехами закрыл декламирующий рот чрезвычайно плодовитой и чрезвычайно бездарной поэтессы Александры Андреевны, супруги бывшего ректора Казанского Императорского университета Карла Фукса (привет садику у НКЦ Казань).
Вскоре «высочайшее соизволение» решило, что Гений все-таки Гений, насколько бы не идеален он был в жизни. Некоторые даже шептались, что за него заступился юный отрок 15 годов, цесаревич, будущий Император Александр Второй. Никогда императорская семья не подтверждала, что они заплатили долги Пушкина, но шепот стлался по столице. Вояж под благовидным предлогом был закончен, из Казани через Симбирск поэт безбоязненно возвращался в столицу.
Гений никогда не пишет сам, его рукой водят. А потом его работы начинают препарировать, искать потаенные смыслы, морали, акценты нужные в то или иное время, тем или иным людям. Он просто записывал истории про Дубровского и капитанскую дочку. Ему не нужно было для этого ездить на Ноксу или прелюбодействовать с Александрой Фукс. Он писал истории о людях, а не о крестьянском бунте или крепостном праве. По-видимому, Николай Первый это понял, сам ли, с чьей-либо помощью. И решил, что такая свеча стоит тех денег. Игра Пушкина стоит свеч. The game is worth of candles.